Наставничество

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 47»
Гробова ул., д.3, Верхняя Тура, Свердловской области, 624320
Тел. 4- 74- 06, ОГРН 1026601301957, Инн/кпп 6620007261/ 668101001

Программа наставничества
«СТУПЕНЬКИ К ТВОРЧЕСТВУ»

г. Верхняя Тура
2022 год.

«Всегда вперёд, после каждого совершённого шага

готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому,
что ещё предстоит сделать».
Н.Н. Бурденко.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью,
важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет,
зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в
сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение
желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без
оптимального подхода к работе с кадрами.
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая
профессиональная компетентность педагогов.
Программа нацелена на работу с молодыми специалистами.
Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в
более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.
Алгоритм данной программы предполагает следующее:
·
Постановка цели, задач;
·
Составление программы;
·
Подбор средств реализации программы;
·
Определение способов реализации программы,
·
Контроль и коррекция.
Ожидаемый результат:
-

познание себя и ориентация на ценности саморазвития;

-

качественное изменение отношений в коллективе;

-

стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь;
аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в
педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные

- требования;
- умение применять психолого-педагогические
образовательной работе с ребенком;

знания

в

воспитательно-

- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательнообразовательной работы;
- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством
специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ
индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую
поддержку развития ребенка;

- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности
ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном
учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически
комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение
использовать
современные
инновационные
образовательно-воспитательном взаимодействии с детьми и др.

технологии

в

Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:
·
Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.
·

Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него.

·

Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать
руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.

Обязанности наставников:
— знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой
должности;
— разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального
становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития,
педагогической, методической и профессиональной подготовки;
— изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
организации детской деятельности, коллективу ДОУ, детям и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового чтения;
— знакомить молодого специалиста с помещениями и пространственно-предметной
развивающей средой детского сада;
— вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка,
выполнением инструкции по охране жизни и здоровья детей, охраны труда и техники
безопасности);
—оказывать необходимую помощь; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом непосредственно образовательной деятельности,
досуговых мероприятий;
— разрабатывать совместно с молодым специалистом План самообразования;
— оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении
педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной
организации детской деятельности,
— личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в коллективе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
— участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
—периодически докладывать руководителю о процессе адаптации молодого специалиста,
результатах его труда;

— подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет
по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости
сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При
взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение,
обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального
мастерства, самовыражения.

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня
профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта,
адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Основные задачи программы:
•

Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки

воспитателей.
•

Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов,

овладения современными образовательными программами, инновационными
технологиями.
•

Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях

воспитательной и образовательной деятельности.
Основные направления
·
Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня
профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
·
Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций,
мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и
оптимизации их проведения.
·
Изучение нормативных правовых и инструктивных документов,
обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
·
Разработка и обсуждение планирования.
·
Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование
методики преподавания.
·
Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебнометодической и справочной литературы.

Условия эффективности работы
·
Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
·
Системность и непрерывность в организации всех форм методической
работы;

·

Сочетание теоритических и практических форм;

·

Оценка результатов работы (диагностика развития детей);

·
Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебнометодической информаци.
II. ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.
1 этап: диагностический

·

Педагогическое образование (колледж, ВУЗ).

·

Теоритическая подготовка (знание основ общей и возрастной
психологии, педагогики, методики воспитания и обучения
дошкольников).

·

Наличие опыта практической работы с детьми.

·

Ожидаемый результат педагогической деятельности.

·

Выявление положительных и отрицательных черт характера
педагога.

Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников
образовательного учреждения:
- впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового
стажа педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений;
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
-педагогическими работниками, переведенными на другую работу, если выполнение
ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных
знаний и овладения новыми практическими навыками;
- воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для работы с детьми
по инновационной технологии.

2 этап: практический

·
Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих
педагогов;
·
Взаимоподдержка и взаимопомощь;
·

Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами

воспитания и обучения детей;
·

Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с

возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
·

Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;

·

Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий,

игрового и дидактического материала;
·

Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности

начинающего педагога;
·

Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап: аналитический

·

Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;

·

Динамика профессионального роста.

·

Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;

·

Самоанализ своей деятельности за прошедший год;

·

Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;

·

Подведение итогов, выводы.

Использовать в работе с молодыми воспитателями разработку индивидуального
плана профессионального становления:
o

назначение наставника из числа педагогов (необходимое условие –
согласие и выбор его только самим молодым педагогом);

o

педагогическое самообразование и самовоспитание;

o

участие в мероприятиях «Школы молодого воспитателя»;

o

участие в работе методического объединения;

o

участие в жизни детского сада.

Работу с молодыми воспитателями строить с учетом основных аспектов:
Старший воспитатель – молодой специалист:

o

создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

o

обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

o

обеспечение методической литературой, материалами перспективного
планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим
кабинетом.

Молодой специалист – ребенок и его родитель:

o

формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их
родителей.

Молодой специалист –ребенок:
оказание поддержки со стороны коллег.
В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен максимально
короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической
деятельности. Сегодня наставничества заслуживает самого пристального внимания,
в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить
поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и
теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает
интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и
организации - работодателя.
o

В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько
ступеней
1 ступень – 1 год работы (стажировка) - самый сложный период как для
новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих
возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей,
родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном
заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься
самообразованием.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога
эмоционально, укрепить веру в себя.
Адаптационная работа включает в себя:
o

Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста,
знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами
внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение
рабочего места.

o

Изучение нормативно – правовой базы. Ведение документации.

o

Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя
коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном
итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению
молодого специалиста.).

o

Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года).

o

Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего
воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т.е. они
работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с
воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня
группы, документацию и т.д. Все возникшие вопросы обсуждаются после
рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.

o

По возможности начинающий педагог направляется на ту группу, где
работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать
необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию
прогулки детей и т.д.

o

Дидактическая подготовка к проведению педагогических мероприятий и
совместной деятельности детей.
Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной
положительной оценке своего труда.
Закрепление педагога – наставника за молодым специалистом.
Составление совместного плана молодого специалиста и наставника.
Взаимодействие молодых педагогов разных детских садов.

o
o
o
o

2 ступень – 2 - 5- й год работы (развивающий) - процесс развития профессиональных
умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми,
формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей,
коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает
свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические
объединения воспитателей, отчеты и т.д. Все интересные идеи, методы и приемы по
рекомендации старшего воспитателя фиксирует в «Творческой тетради». На этом этапе
старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой
педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу педагогических
мероприятий на уровне детского сада.
3 ступень – 5-6 й год работы (становления) - складывается система взаимоотношений с
детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в
свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение
новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное
освоение приемов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания
повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта
работы.
План работы с молодыми педагогами
Сроки

Содержание мероприятий

Ответственный

Март
апрель

- 1.

2.

Разработка «Положения о группе
наставников при педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад № 47»».

3.

Сбор данных о молодом педагоге.
Анкетирование молодых педагогов.

4.

Планирование
образовательной
деятельности на неделю - «С утра до
вечера» (планирование разных видов
деятельности в течение дня).

5.

Май -июнь

Создание приказа о наставничестве.
Закрепление опытных педагогов за
молодыми педагогами.

наставник

Рабочая программа педагога.

6.

Консультация по теме «Организация
предметно-пространственной
развивающей среды в группе».

1.

Анкетирование «Личностный паспорт
воспитателя».

2.

Выбор темы по самообразованию.
Оказание помощи в составлении плана
работы по теме самообразования.

3.

Оказание помощи в подборе новинок
методической литературы для
самообразования.

4.

Круглый стол по теме «Календарное
планирование образовательной работы с
детьми» (педагогические мероприятия,
совместная деятельность).

5.

старший воспитатель,

старший воспитатель,

наставники

Методика проведения занятий.

6.
Контроль
за
планированием
образовательной работы в группах молодых
специалистов.
7.
Совместная деятельность воспитателя
и детей во второй половине дня.
Июль
сентябрь

- 1.
Организация посещений молодыми
воспитателями педагогических мероприятий
опытных педагогов.
2.

Круглый стол по теме: «Организация
педагогического
мониторинга по
выявлению
уровня
усвоения
программного материала воспитанниками
группы. Оформление документации по
педагогическому мониторингу».

3.
Оказание помощи в составлении
аналитических справок по результатам пед.

наставники

мониторинга.
4.
Специфика
проведение
праздников. Взаимодействие специалиста и
воспитателя.
октябрьдекабрь

1.

Организация посещений молодыми
воспитателями
педагогических
мероприятий опытных педагогов.

2.

Тренинг «Найди ошибку» (на развитие
умения анализировать подготовку и
организацию
различных
видов
образовательной деятельности»)

3.

Круглый стол по теме «Формы,
методы и приемы взаимодействия
педагогов с родителями».

4.

Контроль
за
планированием
организации работы с родителями

5.
Взаимопосещение
утренников.
Январь,
февраль

старший воспитатель,
педагоги – наставники

новогодних

1.
Организация посещений педагогами –
наставниками педагогических мероприятий
молодых воспитателей.

старший воспитатель,
педагог – наставник

2.
Круглый стол по теме: «Руководство
развитием игровой деятельности детей»
3.
Контроль за планированием работы по
развитию игровой деятельности детей.
Март
апрель

, 1.
Организация посещений педагогами –
наставниками педагогических мероприятий
молодых воспитателей.
2.
Индивидуальные консультации
по
планированию
воспитательно
–
образовательной
работы с
детьми. Составление
конспектов
педагогических
мероприятий молодыми
педагогами.

педагоги – наставники,
старший воспитатель,
молодые педагоги

3.
Круглый стол по теме: «Возрастные
особенности детей дошкольного возраста».
1.
Организация посещений педагогами –
наставниками педагогических мероприятий
молодых воспитателей.
2.
Тестирование молодых педагогов по
выявлению
знаний
по
реализуемой
программе.
3.

Отчеты молодых воспитателей по

старший воспитатель,
педагоги – наставники

темам самообразования.

Май

Отчёт по наставничеству

наставники

Заключение
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности
работы с молодыми педагогами необходимы:
o
o
o
o
o
o

Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической
деятельности;
Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой
активности и информационных потребностей педагога;
Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов
методической работы;
Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
Оценка педагогического труда по результатам;
Современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении
педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать
и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется
творческий потенциал.
Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более
успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти
ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с
детьми.
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек
успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не
будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у
более старых педагогов»
С.А. Макаренко.

Используемая литература

1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое
сопровождение. М.2007.
2.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
3.
Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю.
Белая – М.: ТЦ Сфера, 2014.
4.
Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель
детского сада. М.1990.
5.
Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной
работы в детском саду: справочно-методические материалы / Н.Б. Вершинина.
Т.И.Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. .– 198 с. 3.
6.
Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ
/ Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.
7.
Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
8.
Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.
9.
Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.
10. Интернет ресурсы:: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-smolodymi-pedagogami-v-dou http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravleniedou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve
11. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс] .
12. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».